Все приближается Баланчин: ABT и City Ballet исследуют обширный диапазон Мастера

  • 08-01-2020
  • комментариев

Пианист Кэмерон Грант и Рассел Янцен в роли Шумана в опере Баланчина «Davidsbündlertänze». (Фото Пола Кольника / © Фонд Джорджа Баланчина)

Давайте подумаем о Джордже Баланчине. Как и в случае с другими великими гениями - скажем, Шекспиром или Бетховеном - всегда есть о чем подумать, и сейчас хороший момент для этого, поскольку ABT и City Ballet танцуют его в этом сезоне.

Для меня самым ярким событием последних нескольких недель был двойной концерт в Театре Коха «Davidsbündlertänze» Роберта Шумана (после неудачного пятилетнего отсутствия) и «Юнион Джек». Насколько я помню, эти две поразительно разрозненные пьесы раньше не появлялись вместе. В 1980 году, когда состоялась премьера «Шумана» (всего за три года до смерти Баланчина), я восхищался им, но не совсем понимал. Несмотря на его очевидную красоту, прошло несколько сезонов, прежде чем он загустел.

Сегодня балет кажется наиболее личным для Баланчина. Ясно, что это не автобиографично - в отличие от Шумана, он был однозначно вменяемым, - но эмоции, которые оно вызывает, когда Шуман пытается сохранить рассудок, кажется, исходят из глубины самого Баланчина, как это происходит почти ни в одной из его других работ. Возможно, именно страстная защита искусства Шуманом перед лицом филистеров вдохновила его - он дерзко, почти вызывающе представляет пять одетых в черное «критиков», размахивающих гигантскими ручками с угрозами, которые помогают Шуману совершить его трагическую судьбу.

Davidsbündlertänze - глубоко романтичная - или, скорее, романтическая - работа, поисковая, страстная музыка, которую в настоящее время (и великолепно) играет на сцене Кэмерон Грант. Живописный фон Рубена Тер-Арутюнина, явный дань уважения высокому романтическому стилю Давида Каспара Фридриха, дает нам ярко окрашенное небо над руинами готического собора, погруженного в Рейн. Танцы идут короткими дублями, почти все дуэты, за исключением трех соло Шумана, его жены Клары и его музы. Пары бросаются вперед, раскрываются, уходят, пока в конце, когда Шуман медленно отступил к реке, в которой он попытается утопиться, Клара остается одна на сцене в трауре. Единственная работа Баланчина, которая, казалось бы, связана с этой по периоду и подходу, - это Брамс Либеслидер Вальцер, но Либеслидер носит скорее внутренний тон, чем трагический.

В нынешнем возрождении роль Шумана, которую первоначально исполнял причудливый датчанин Адам Людерс, взял на себя Аск ла Кур, у которого не было глубины и внутренней жизни. Недостаточно просто быть датчанином. На втором месте был молодой Рассел Янзен, гораздо более выразительный и убедительный. Бесшабашность Ла Кура была подчеркнута Кларой более зрелой и бурной Сары Мирнс; она была так взволнована в первых сценах, что порой сама Клара казалась на грани эмоционального расстройства. Мария Ковроски исполнила свою обычную прекрасную игру в стиле Фаррелла в роли музы, в которой не хватало только гениальности, присущей только Фарреллу. Необычно то, что второй состав - все восемь танцоров, впервые участвовавших в балете, и показывающий, насколько глубок сейчас City Ballet, - был в целом сильнее первого, и не только благодаря Янзену. Тилер Пек в роли третьей девушки была настолько блистательной, что впервые в истории балета эта роль стала центральной. Ребекка Крон, красавица в стиле Фаррелла, была очень эффективной, а Эшли Лараси, как всегда, была музыкальной и привлекательной. Кларой Янзена была Тереза Райхлен, для нее большая натяжка, но дразнящая. Мы думаем о ней как о великолепной танцовщице и образце техники; с опытом она может также стать прекрасной драматической танцовщицей.

«Шуман», наконец, стал хитом - на двух спектаклях, которые я посетил, публика почти хрипло оценила его. Баланчин не был бы удивлен таким запоздалым успехом; он смотрел далеко.

От этой мучительной драмы нельзя было уйти дальше, чем Юнион Джек, дань уважения британцам к двухсотлетнему юбилею Баланчина. Он открывается гипнотическим маршем семи полков, по 10 танцоров в каждом, все в килтах. Это продолжается и продолжается, замечательно детализированный, великолепно организованный - 70 танцоров идеально синхронизированы. Затем - веселое «Costermonger Pas de Deux», осел и все такое - еще один пример того, как Баланчин маскирует классическую форму па-де-де с помощью фанеры популярной культуры. Наконец, шумная секция Королевского флота, где и парни, и девушки, кульминацией всей труппы, семафорирует «Боже, храни королеву», в то время как оркестр ревет «Rule Britannia» и рев пушек. Поговорим о чрезмерном! Юнион Джек мгновенно стал хитом для City Ballet; британцы это ненавидели. Но решающим моментом здесь является невероятно огромная пропасть между ним и Шуманом. Может ли один человек создать их обоих? И это без учета его «современных» пьес, начиная с «Четырех темпераментов». О да, есть и великие повествовательные произведения, от «Блудного сына» до «Сон в летнюю ночь». И многое другое.

City Ballet также подарил нам Walpurgisnacht Ballet, довольно глупую, но приятную французскую игру с стремительными линиями девушек, распущенными волосами и динамичной центральной ролью, которая является одним из самых сильных творений Мирнс - ее непосредственная, безграничная энергия и целеустремленность - именно то, что нужно . Я меньше ценю ее в разделе «Бриллианты» в «Драгоценностях» - она танцует это с любовью, но я не нахожу огромного величия Фаррелла и других, кто ее сменил. Частично проблема может заключаться в ограничениях ее телосложения. Ее самыми яркими моментами были те, которые перекликаются с «Лебединым озером», ее лучшей ролью. В остальном у Jewels были свои взлеты и падения. Подъемы были в первую очередь в «Изумрудах», которую обеспечила не только Эшли Баудер в великолепной роли Виолетты Верди, но и недавно оживший Аби Стаффорд и недавно элегантный Амар Рамасар. «Изумруды» остаются для меня самой тонкой и трогательной частью «Драгоценностей», ее восхитительная партитура Форе звучит прекраснее, чем когда-либо, под управлением нового дирижера Коэна Кесселя. Что касается фаворита публики «Рубинов», комбинация Стерлинга Хилтина и Эндрю Вейетта просто не сработала. Они оба потрясающие танцоры, но на сцене между ними нет ничего - никакой радостной привязанности и соучастия. Она очаровательна, и у него есть движения, но их «Рубины» - это скорее тренировка, чем острые ощущения. Давай, Питер, приведи Виллеллу и Макбрайда, чтобы показать им, о чем идет речь! Никто не должен показывать Райхлен, как высокой девушке, о чем идет речь. Она идеальна.

Между тем, ABT танцевали два баланчинеса по одной программе. Первой была «Тема с вариациями», сделанная в компании еще в 1947 году. Звезды - Игорь Юскевич и Алисия Алонсо, обе звезды. В этом сезоне я увидел Сару Лейн, очень способную миниатюрную танцовщицу с правильными идеями, но с недостаточной амплитудой, и напротив нее, вместо травмированного Германа Корнехо, миниатюрного Даниила Симкина, столь плохо сказанного, что кто-то должен был предупредить ASPCB - Американское общество по предотвращению жестокого обращения с Баланчином. Не будем останавливаться на этой пародии. На другом спектакле очень талантливые Изабелла Бойлстон и Эндрю Вейетт, взятые на время у City Ballet, сделали убедительную, если не впечатляющую работу. Тем не менее, тема славной дань уважения Баланчина высокому классицизму XIX века - это балет, который требует величия.

Однако его Duo Concertant - нет. Первоначально созданный для фестиваля Стравинского 1972 года, он сразу же имел успех. На сцене пианист и скрипач, танцоры уважительно их слушают и радостно отзываются. Обе группы справились с этим: Мисти Коупленд, которой наконец-то предложили большие возможности, полные энтузиазма и гибкости, против Эрика Тамма, еще одного частично занятого таланта; и ветеран Палома Эррера, расслабленная в своей зоне комфорта, напротив все более полезного Джеймса Уайтсайда. Лучше всего был скрипач Бенджамин Боуман.

Duo появился через 25 лет после Theme, который, в свою очередь, родился почти через 20 лет после первого шедевра Баланчина «Аполлон». А впереди было еще одно десятилетие достижений.

комментариев

Добавить комментарий