Унылая неделя танцев

  • 06-01-2020
  • комментариев

Савион Гловер в OM: OFFERINGZ, МОЛИТВЫ, RESOLUTIONZ. (© Ричард Термин)

Почему недельный сезон Бостонского балета, отмечающего свое 50-летие, стал таким болезненным разочарованием? Об этой компании говорят так, как если бы она была на одном уровне с другими нашими компаниями второго эшелона, сразу за ABT и City Ballet - Сан-Франциско, Тихоокеанский Северо-Запад, Майами, и, с большой долей воображения, Хьюстоном, - а мы - нет. Я не вижу этого в Нью-Йорке на памяти живых. Разочарование вызвано нежелательным откровением о том, что, хотя танцоры преданы и приятны, это огромный артистический беспорядок. Боль приходит потому, что компания явно так гордится своей ужасной эстетикой. Они находятся там, в Бинтауне, изолированном от реальности: извините, ребята, но Уильям Форсайт - старая шляпа (и было пагубным явлением, когда он был новичком); Йорма Эло, хореограф-резидент Финляндии, каждые 10 минут ставит безумные и пустые пьесы; и большая часть остального репертуара, представленного здесь, - это то, что мы привыкли называть евротрешом, хотя Европа уже находится в достаточно бедственном положении, и ей не приходится нести вину за цунами плохого искусства.

Художественный руководитель Бостона, Микко Ниссинен, сам финн и, прежде чем стать ведущим танцором в Сан-Франциско, начал свою танцевальную карьеру в Национальном балете Нидерландов. Для Первой программы он подал три куска мусора, помешанного на евро. Во-первых, это «Вторая деталь» Форсайта 1991 года с его фальшивым балетным обликом - 14 энергичных танцоров танцуют, танцуют арабески и фуэте под ужасно записанную техно-рок-музыку давнего соавтора Форсайта Тома Виллемса. Хотя на самом деле не имеет значения, что это за музыка, поскольку работа Форсайта проистекает не из музыки, а из концепции и провокации. Например, я был бы признателен, если бы кто-нибудь мог сказать мне, почему в самом начале сцены перед нами висел небольшой плакат, на котором было написано слово «THE».

Но, по крайней мере, Форсайт технически компетентен. То, что последовало за этим - то, что некто по имени Хосе Мартинес (директор испанской Compañia Nacional de Danza) назвал «Резонансом», - это единственная самая пустая танцевальная работа, которую я видел. Фортепианная музыка Листа (неопознанная и неразличимая) в исполнении двух пианистов; две пары и много корпуса; и ни одного момента - ни одного - интереса, если только вы не посчитаете движущиеся стены, которые продолжают пересекать сцену, создавая разные области, в которые танцоры могут входить и выходить. Премьера этого произведения состоялась в феврале в Бостоне, так что Ниссинен, должно быть, видел его, прежде чем привезти в Нью-Йорк.

Кактусы Александра Экмана. (© Джин Скьявоне)

И наконец, «Кактусы» Александра Экмана из Гаагского театра Lucent Danstheatre. Экман, швед, был с Nederlands Dans Theater II, где, как свидетельствует его биография, работал с такими хореографами, как Иржи Килиан, Ханс ван Манен, Начо Дуато и Матс Эк. Достаточно сказано. Кактусы относятся к особой категории: претенциозные / милые. Сначала все танцоры становятся на колени на небольших платформах впереди, жестикулируя и позируя. Потом возят кактусы (ладно, кактусы). Спенсер Тиберж озвучивает ужасно фальшивый голос за кадром, некоторые из которых, к счастью, не были слышны через акустическую систему. Кактусам требовалась музыка Большой пятерки: Гайдна, Бетховена, Шуберта, Малера и… Энди Штайна. Так закончилась Программа 1, когда мы скрылись в ночи.

С Программой 2 дело пошло на лад, так как она началась блестящей Симфонией в трех частях Баланчина (с фестиваля Стравинского 1972 года). Спектакль был поставлен несколько лет назад, с ее обычной остротой, Сьюзан Пиларре из SAB (здесь не указан) и на должном уровне выполнен другим выпускником Баланчина, заместителем художественного директора компании Расселом Кайзером, танцевал полностью и скрупулезно. деталь. Я предпочитаю немного более весомую третью часть - и в музыке, и в хореографии есть отголоски войны, но я не жалуюсь. И о, как счастливы танцоры, танцуя что-то первоклассное!

«Послеполуденный отдых фавна» Нижинского - старая версия Парижской оперы в постановке Гислен Тесмар с участием знаменитых декораций Бакста 1912 года - была исполнена, возможно, немного благоговейно, но серьезной и убедительной. Алтан Дугараа (из Монголии). Следующим и, конечно же, самым большим хитом сезона, получившим бурную поддержку публики, стал Plan to B, специальный выпуск журнала Jorma Elo 10 лет назад. Здесь было квинтэссенция Эло, хотя все Эло - квинтэссенция - трудно отличить хорошее Эло от плохого Эло. Чистый атлетизм, отсутствие заметной структуры, отсутствие музыкального интеллекта, просто бах-бах-бах. Какое-то время его заказывали все остальные балетные труппы Америки, хотя я чувствую, что лихорадка, возможно, улеглась. Однако в Бостоне он явно по-прежнему является сердцем предприятия. Как такая вульгарная работа влияет на стиль компании? Бостон исполняет классику, хотя по нынешнему нью-йоркскому сезону этого не узнать. Как может выглядеть «Спящая красавица» с танцорами, воспитанными на Йорма Эло?

Алтан Дугараа, Сара Рот и Юрий Яновский в фильме Иржи Килиана «Белла Фигура». (© Джин Скьявоне)

Или на особенно запутанную и раздутую пьесу самого Килиана, последнее приношение сезона. Он называется Bella Figura, и в нем тоже пять композиторов. (Эти хореографы, по-видимому, настолько жаждут вдохновения, что один композитор - например, Вивальди - не справляется с задачей. Как же Петипа, Фокин, Баланчин, Эштон и остальные выжили, остановившись только на Чайковском или Делибе? ) Bella Figura начинается с усталого образа танцоров, бродящих по сцене, пока свет в доме еще включен, и разогревается. Но есть новый захватывающий взгляд! Высоко над сценой - подвешенные там в прозрачных гробах - две обнаженные во весь лоб, одна мужская, другая женская. (Это компания равных возможностей.) Они просто лежат, чтобы мы смотрели на них, пока не опустится занавес и они не смогут убежать, но они сделали свою точку зрения - чем бы она ни была. Затем идет много серьезных танцев, пока все мальчики и девочки не появляются в ярко-красных развевающихся юбках, обнаженные до пояса. Более равные возможности.

Это компания, в которой, как и в Сан-Франциско, есть сильная группа танцоров, хорошо подготовленных и отрепетированных, но без выдающихся звезд. Что ж, вам не нужны звезды для Эло или Килиана; это раскраски по номерам, пока танцоры обладают необходимой энергией и уверенностью. Тем не менее, он у них есть, и было бы хорошо, если бы он работал более достойным, чем порождение истощенной эстетики 70-х и 80-х годов.

Если вам нравится, когда вас избивают, работа Сэвиона Гловера - одноразового вундеркинда - должна быть вам по душе. Я не знаю, и это не мое. В последние годы мы были подвержены его гневу и его очевидному пренебрежению к тем, кто платит (не мы, критики, конечно), чтобы прийти и увидеть его. Теперь он набивает нам глотку духовностью. Его новая работа в «Джойсе» - «Ом» - это полтора часа религиозности. Программная заметка - «Молитва прощения (очищает карму)» Лизы Барнетт. «Божественный Дух / Источник / Бог, пожалуйста, даруй мне прощение всем и всему, что причинило мне боль, с начала и до конца времен…» - в биографии танцора полностью написано: «Сэвион Гловер (копыто, отец, муж). Слава Всемогущему Богу. Чейни, я люблю тебя ». Три части Ом озаглавлены «Приношение», «Молитвы» и «Резолюция». (Я не могу не задаться вопросом, почему в «Молитвах» не было последней буквы «z».) Сцена, когда наконец поднимается занавес, усыпана свечами по обету и фотографиями светских святых Гловера: Грегори Хайнса, Майкла Джексона, Ганди.

Все в темноте. Гловер находится на квадратной платформе, его лицо все время остается в тени. Большую часть времени он танцует соло, хотя его частый партнер, Маршал Дэвис-младший, тоже получает немного активности: даже Сэвион Гловер не может танцевать полностью в течение 90 минут без перерывов. Несколько других исполнителей стоят или сидят без дела - время от времени им приходится что-то делать, например, протягивать руки или бродить в темноте. Остальные просто становятся на колени. Все заглушено - и джазовая музыка, которая пробивает дыру в голове, и яростные удары Гловера по полу: они оглушительны. (Его духовность не полностью притупила его гнев.)

И все же его танец возвышен. Несомненно, никто никогда не мог сравниться с гением его ног - вы с благоговейным изумлением наблюдаете за виртуозностью, изобретательностью, командой. До тех пор, пока, несмотря на всю претенциозность окружения и бесконечность выступления, вы не выгорели, и ваше внимание не рассеялось. Гловер, возможно, перешел от ярости к духовности, но нарциссизм остается неизменным. После первого часа этого зрелища без перерывов я сделал то, чего никогда раньше не делал: ускользнул, пока танцор танцевал. И я никоим образом не был первым, кто это сделал.

комментариев

Добавить комментарий