Сезон в Американском театре балета
Мечта. (Фото Розали О'Коннор)
Утомительно просто вспоминать сезон ABT, хотя и не так утомительно, как пережить его. «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Манон», «Золушка», «Коппелия» - это были вечерние «классики», разыгрываемые в Метрополитене, - все с множеством составов, усложненных множественной сменой актеров, когда танцор за танцором погибали от травмы или болезнь: в тот или иной момент мы потеряли Джиллиан Мерфи, Дэвида Халлберга, Германа Корнехо, Алину Кожокару, не говоря уже о тяжеловесах, хотя Кожокару, по крайней мере, подарил нам свою замечательную Жизель. А потом были смешанные купюры: на первом - два Баланчина и Мясин; на втором - «Шекспировское торжество» - «Сон» Эштона и «Буря» Ратманского. Моя танцевальная усталость была бы больше (и помните, большую часть времени City Ballet выступала на площади Линкольн-центра), если бы не мое жесткое эмбарго на болтовню Манон и пустую версию Коппелии от ABT, независимо от того, кто танцует.
Невозможно просмотреть каждую программу, поэтому давайте сосредоточимся на основных моментах, начиная с того, что было для меня кульминационным моментом всего выступления: Марсело Гомеш в роли Оберона в «Сне». Все знают, что он образец техники, внешности, щедрости, надежности, больших масштабов и небольшого эго - и он уже дал нам своего милого Базилио в Дон Кью, его волнующего Солора в Баядерке, своего принца Зигфрида, своего Альбрехта, своего Просперо, хотя даже он не мог многое сделать из Принца Золушки, который больше является опорой, чем персонажем. Но в «Сне» он превзошел самого себя. У него такое драматическое понимание, такое разнообразие тонких деталей, такое мощное сочетание магического и человеческого, что вы забываете всех, кого когда-либо видели в этой роли, даже захватывающего Халлберга и оригинала Энтони Доуэлла.
Его удачливой Титанией была Джули Кент, к которой Гомес относился с изысканным любовным вниманием и которая явно была в небесах балерин. Титания - идеальная роль для Кента, подчеркивая все ее прекрасные природные качества и не предъявляя технических требований, которые она не могла бы удовлетворить. (Золушка - еще одна такая роль.) Их Шайбой был Даниил Симкин, зрелище не очень красивое, и, несмотря на его пиротехнику, тень по сравнению с неподражаемым Корнехо, впервые брошенным прошлой ночью. Коллектив ABT понимает восхитительный стиль Эштона, которого требует этот балет, и двое Низов - Алексей Агудин и Блейн Ховен - ловко справились со знаменитым трюком Эштона - танцевать осла на пуантах. Все, что омрачало эти выступления, - это новые вульгарные костюмы, особенно отвратительный белокурый парик с кудряшками Хелены и нелестное оранжевое платье Гермии, а также излишняя шутливая манера поведения двух молодых пар.
Ольга Смирнова в балете «Баядерка». (Фото Джин Скьявоне)
Для «Баядерки» ABT импортировала трех очень впечатляющих русских танцоров, которые составили некоторых из лонгистов этого культового балета. (Мой друг, побывавший на шести спектаклях, придумал, в каких отрывках он может спокойно спать.) Очень юная и очень красивая Ольга Смирнова, которая триумфально танцевала «Бриллианты» в «Драгоценностях» в спектакле, транслировавшемся из Большой театр был полностью захватывающим от первого до последнего. У нее типичный образ балерины - черные волосы, изящная шея, гибкие руки и спина - и у нее есть врожденная команда балерины и инстинктивная реакция на музыку и ситуацию. (Позже в этом месяце она будет танцевать здесь с Большим.) Виктория Терешкина, которую я нашел несколько грубоватой, когда она танцевала здесь с Кировым несколько лет назад, усовершенствовала свой подход и показала необычайную привлекательность и авторитет. А Владимир Шкляров, ее партнер, просто самый блестящий молодой дворянин-танцор, которого мы видели за долгое время. Мужественный и романтичный, он такой же прекрасный Солор, как и все со времен Барышникова.
Звездой «Золушки» Эштона является Эштон - как замечательно со стороны ABT поставить ее вместо своих трех предыдущих версий. Партитура Прокофьева остается проблемой - слишком длинная, слишком дерзкая - и в ней не так много действий, но Эштон с любовью наполнил ее очаровательными танцевальными деталями и характеристиками (за исключением, как я уже сказал, бедного принца, который не охарактеризован совсем). В центре его видения - смешные сводные сестры, первоначально танцевавшие в стиле пантомимы сам Эштон и знаменитый Роберт Хелпманн. Эти сестры не злые, а только глупые и самообман, и, вероятно, их слишком много, но тогда мы не погрязли в английской традиции панто. (Также слишком много непослушного Шута). Первая пара сестер, Роман Журбин, лучший характерный танцор труппы, и Крейг Салштейн, ведущий режиссер труппы, были, возможно, чересчур чересчур - на самом деле я предпочел очень высокого Томаса Форстера (который знал, что он может быть смешно?) и гораздо короче Аррон Скотт. Решающее значение для версии Эштона имеют четыре «сезонных» вариации и великолепные групповые танцы в бальной сцене - возбуждающие, поскольку они достигают кульминации. Успех этих декораций вместе с успехом постановки «Мечты» компании подтверждает, что ABT является достойным домом для шедевров Фредерика Эштона и что Эштон действительно является величайшим хореографом 20-го века после Баланчина.
Моя привязанность к Дон Кихоту может быть второстепенным пороком, вроде наркомана на карамель, но компания уезжает с ним в город, и в этом сезоне нам подарили Китри Полины Семеновой. Она великолепна, сильна и веселая - особенно здесь, в паре с Базилио Гомешским. Она болеет, она трепещет, она брыкается, она возмутительно балансирует, она танцует в урагане, которого требует простодушный, но очаровательный счет Минкуса. Семенова стала любимицей большой публики, а почему бы и нет? Ее Одетта-Одиллия так же эффективна, как и ее Китри - она полноценная балерина, чуть не величавая, на пике своих возможностей. Она не Вишнева, но она вторая по величине.
[youtube https://www.youtube.com/watch?v=0KVpz9y0Zpc%5D
Новым руководителем компании является Изабелла Бойлстон, чей легкий прыжок и приятная манера поведения произвели сильное впечатление за последние несколько лет. В этом сезоне она дебютировала в Нью-Йорке в роли Жизели. Мой единственный вопрос о ней заключался в том, есть ли у нее убеждения балерины, и ее Жизель сразу же дала понять, что это так. Не было фальшивого или неопределенного момента. Она очаровательно невинная крестьянская девушка с прекрасным танцевальным чутьем - первые прыжки легкие, воздушные, плавные; любовь к Альбрехту открыта и очаровательна; реакция на его предательство острая и немелодраматическая. А во втором акте ее классическая техника надежна и убедительна. Более того, она сделала все это с неубедительным Альбрехтом. Джеймс Уайтсайд остается загадкой - или, скорее, загадкой является то, почему его бросили на вершину. В «Жизели» у него не было никакого аффекта, и когда во втором акте он решил довести до кульминации свое большое соло партией антрешат-шесть вместо прилива бризе, которыми когда-то нас восхищал Барышников, а Хальберг делает сегодня, они были эффективный, но пустой. Ему просто не хватает срочности. Баланчин однажды сказал о таких демонстративных шагах, как антреше и фуэте: «Публике нравятся первые три или четыре, а затем начинается счет».
***
Хи Со и Роман Журбин в фильме «Лебединое озеро». (Фото Джин Скьявоне / Американский театр балета)
Чтобы быть беспристрастным, мы должны указать на некоторые проблемы, выявленные в сезоне, в первую очередь дело вкуса. Чтобы оживить (я полагаю) свою программу Баланчина - Тема с вариациями и Duo Concertant, о которых я ранее сообщал, - она возродила постановку «Gaîté Parisienne» Мясина, ярких костюмов Кристиана Лакруа и всего остального. Возможно, где-то есть компания, которая сможет бороться с характером танцующего Мясина, воплощенным в его лучшие времена, но где? Банда ABT была игрой, но они барахтались, одновременно переусердствуя и недооценивая. Даже обычно безотказный канкан на искрометную музыку Оффенбаха провалился. Подобное производство стоит больших денег, и вы не можете винить компанию в попытках возместить часть этого, но вы просите насмешек, когда приглашаете сравнения с шедеврами Баланчина. Пусть умрет.
Никто не критикует женский корпус, но ABT, у которого всего полдюжины лет назад был поразительный список мужчин, выглядит удивительно уязвимым в этом отношении. Ни Уайтсайд, ни Кори Стернс, хотя он много работает и имеет элегантную внешность, не находятся на уровне Халльберга-Гомеш-Корнехо, а редко мелькающий Роберто Болле, хотя его грудь так же впечатляет, как всегда, уже давно пережил свой расцвет. Джозеф Горак, красивый парень с безупречным стилем и апломбом - его только что повысили до солиста - не готов стать партнером великих балерин. А мужской корпус, по крайней мере, как видно из первого акта «Лебединого озера», явно негерметичен - очень странное собрание парней. Русские могут приходить и уходить, но такой компании, как ABT, нужно как минимум полдюжины собственных звезд-мужчин, и они вряд ли выйдут из этой разношерстной команды.
Напоследок хочу с благодарностью попрощаться с тремя прекрасными солистами, покидающими труппу. Саша Радецкий был трудолюбивым и эффективным, всегда отдавал все, что у него было, в таких разных балетах, как «Жизель» (Иларион) и Твайла Тарп в горнице. Юрико Каджиа - прекрасный танцор, сочетающий в себе истинный лиризм и классическую технику; В этом сезоне она была образцовой в исполнении Жизели «Крестьянское па-де-де», соло в «Баядерке» и «Золушке» и, что наиболее впечатляюще, в роли Миранды во втором составе в «Буре». Я надеюсь, что она найдет больше возможностей в Хьюстоне, куда она направляется вместе с безупречным Джаредом Мэтьюзом. В этом сезоне он был не только на высоте, но и исполнял такие разнообразные роли, как Фердинанд из «Бури», Бенно и фон Ротбарт в «Лебедином озере», Иларион, матадор Дона Кью, и Франц, герой Коппелии. Он становился все лучше и лучше за последние несколько лет, и я подозреваю, что ABT пожалеет о его уходе. Я обязательно буду.
комментариев