Из России с любовью и зрелищем: Большой театр прибывает в Линкольн-центр

  • 02-01-2020
  • комментариев

Кристина Кретова и Михаил Лобухин в «Дон Кихоте». (Фотографии Стефани Бергер / для Линкольн-центра)

Пришел Большой - две аншлаговые недели в Кохе под эгидой фестиваля Линкольн-центра - и Большой ушел, волоча за собой облака дикого одобрения (со стороны публики, особенно российской части) и недоверия (критики, по тупости репертуара). Изменится ли когда-нибудь Россия? Путин, абсолютное возвращение в Кремль, и регрессирующий Юрий Григорович, которому сейчас 87 лет, вернулся в Большой театр с некоторым художественным влиянием. Какой? Загадки и скандалы Кремля - ничто по сравнению с загадками и скандалами Большого театра. Конечно, нам здесь, в Нью-Йорке, весело размышлять о Питере Мартинсе и Кевине Маккензи, художественных руководителях City Ballet и ABT, соответственно, но ни один из них, слава Богу, не был наполовину ослеплен кислотной атакой, организованной разочарованным танцором. В зале присутствовал галантный и красивый Сергей Филин в темных очках до тех пор, пока не погас свет, смело демонстрируя свою элегантную осанку и великолепные волосы.

Билеты на сезон были бы распроданы независимо от того, какие балеты выставлялись на показ, поскольку название «Большой» на Западе - магия кассовых сборов, тем более что труппу не видели в Нью-Йорке уже девять лет. А вот престарелое Лебединое озеро Григоровича и его 46-летний Спартак? Как минимум девять лет назад труппа преподнесла нам сюрприз - первый шанс для Запада насладиться блестящим юмористическим балетом Алексея Ратманского о колхозе (!) «Яркий ручей». Это был критический (и популярный) хит сезона. Теперь мы можем это увидеть на ABT.

О, это Лебединое озеро! Тяжесть, скука, беспорядок в повествовании! И концепция! Вместо фон Ротбарта у нас есть Злой Гений, который намеревается уничтожить принца Зигфрида - я думаю, из-за досады, поскольку ни у кого на территории Григоровича нет никакой мотивации. Или, может быть, поскольку эти двое парней танцуют синхронно, они представляют Добра и Зла… кого? Сам Григорович? На вечеринке по случаю дня рождения принца в первом акте его мать дарит ему не традиционный арбалет, а блестящее ожерелье, которое скользит через его голову, но почти сразу же снимается и больше никогда не появляется. Зачем? Поскольку пантомима не разрешена (нет пантомимы в балете 19-го века?), Мама никогда не говорит Сонни, что ему пора жениться, так что в третьем акте, кто все эти бедные принцессы, которых проверяют и отвергают? И есть Дурак, который скачет бесконечно, сводя с ума, оживляя сцену в ущерб любой драме, которая может происходить в сознании Зигфрида. Однако есть совершенно обычное па-де-труа для принца и двух подруг, предполагающее, что, в отличие от героя из версии ABT, он на самом деле может иметь некоторый интерес к девушкам, а не только к птицам.

Так оно и есть. Наборы для двух белых актов схематичны, размыты, и в двух актах танцуются в бальном зале замка, блестяще и отвлекая. Иностранные принцессы исполняют свои национальные танцы (венгерский, русский, испанский, неаполитанский, польский): они предполагаемые невесты или нанятые артисты? И они исполняют их точно, тем самым подрывая свою национальность - и их смысл существования. К счастью для Зигфрида, Григорович заставил его покинуть сцену, так что ему не пришлось наблюдать за тем, что делают его «невесты». Придворный этикет! Он только возвращается, чтобы отвергнуть их всех и дождаться прибытия злодейской Одиллии. В последнем акте Одетта умирает от рук Злого Гения, и Зигфрид остается один у озера, не столько в мучениях, сколько в замешательстве. Могло ли все это быть… мечтой?

Ничто не могло спасти это Лебединое озеро. В первом составе была главная звезда Большого театра, гордая красавица Светлана Захарова, которая впервые поразила нас много лет назад, когда была с Кировым, щеголяя своими бесконечными ногами и невозможными вытяжками, одна ступня более или менее обвивалась вокруг ее шеи. (Она страдает тяжелой формой болезни Сильви-Гиллем.) Захарова и вкус исключают друг друга, но ведь Большой театр никогда не подвергался проклятию вкуса. Увы, она тоже пуста - она просто переходит от одного экстремального эффекта к другому, как серия снимков; если ее Одетта что-то говорила, я не уловил, что это было. А рядом с ней был американец Дэвид Халлберг, ныне директор компании, его потрясающие ноги были на одном уровне с ее, а его сказочные жетоны соответствовали ее сказочному росту. Опыт в Большом театре не улучшил его искусство - он и Захарова были как две звезды, милостиво подарившие нам Зигфрида и Одетту, а не обреченную трагедию человека-девушки-птицы. Ее Одиллия была улучшением ее Одетты, поскольку ей не нужно было притворяться, что у нее есть какие-либо человеческие качества, и у нее есть отбивная, чтобы унести важные моменты. (На самом деле, все ее моменты - важные, включая ее бесконечные, самовосхваленные крики занавеса.)

К счастью, пара из второго состава оказалась более привлекательной. Мы знаем о серьезной приверженности и глубоком таланте прекрасной Ольги Смирновой из ее телепередачи «Бриллианты» и сингла «Баядерка», который она сделала в этом сезоне для ABT. И снова ее фраза была творческой и волнующей. Очень молодая и еще не директор школы, она - надежда Большого театра на будущее. Ее Зигфрид, Семен Чудин, тоже был пылким и молодым - вы верили в этих двоих, потому что они верили в Лебединое озеро.

***

Следующей была постановка Алексея Фадеечева «Дон Кихот» с ее манящей, подвижной и очаровательной партитурой Минкуса. (Есть те, кто это презирает, а я их презираю.) Вот что происходит в Don Q: вьются юбки, кружатся накидки, трепещут веера, а также много прогибов назад и спанических ударов. Да, и с головой ныряет по сцене в объятия любимого человека. И опасные подъемы для одной руки, в то время как балерина беззаботно улыбается миру с высоты в стратосфере. Есть и заговор: дочь трактирщика и молодой городской цирюльник влюблены, но, увы, у него нет песо. Это та же старая история, всегда доставляющая удовольствие и наполненная тореадорами, уличными танцовщицами, цветочницами, цыганками и знаменитой ветряной мельницей Дон Кихота - да, он и Санчо Панса тоже здесь, блуждая по великому роману Сервантеса, чтобы обеспечить торжественность (Дон) и широкая комедия (Санчо - его поразительные изгибы, когда он кувыркается вверх и вниз на своего рода батуте, - это триумф). Наименее танцевальной частью спектакля была изысканная сцена видения Петипа, в которой все становится чисто классическим. , не видно поклонника, хотя Амор владеет красивой маленькой стрелкой.

Старшая балерина труппы Мария Александрова была первой Китри. У нее безупречная техника, внушающая уверенность в себе и решительная улыбка, которую я считал менее выигрышной, но она ловит все, включая ужасные 32 фуэте в устрашающем «Па-де-де Дон Кихота». Владислав Лантратов, ее Базилио, был смуглым красивым парнем, который соответствовал ей в звездном представлении. Лучшим в шоу стал Денис Родкин в роли Эспады, тореадора, чья изогнутая спина и свирепая атака вызывали волнение. Я был счастливее с ведущими второго вечера, Кристиной Кретовой и Михаилом Лобухиным, потому что они были молодыми, естественными, очаровательными и веселыми. Хотя я сомневаюсь в некоторой драматургии - например, развязка любовной истории происходит слишком рано, - этот Дон Кихот доставил истинное удовольствие всем заинтересованным: Большой театр в лучшем виде.

Светлана Захарова в Спартаке. (Фото Стефани Бергер)

***

А потом случилось самое страшное: страшный Григорович Спартак. Во-первых, счет Хачатуряна. Некоторые критики отвергают это как простую музыку из фильмов, но это несправедливо по отношению к музыке из фильмов. Нет, проблема в том, что это ужасная музыка из фильмов. Оркестр Большого театра, насчитывающий почти 70 человек, был славой сезона, заставляя наши местные балетные оркестры казаться жалкими по сравнению с ним и давая Спартаку все, что он имел - увы. Баланчин говорил, что если вам не нравится один из его балетов, вы можете закрыть глаза и послушать музыку, но если вы попробуете это с Хачатуряном, все станет еще хуже - даже ужас балета был предпочтительнее ужаса музыка.

В «Спартаке» нет ни одного интересного момента хореографии - все позы, взбучка, вампир, ой-вейинг, советский мусор. И снова Григорович не может рассказать историю - вы должны прочитать примечания к программе, чтобы понять, что куртизанка Эгина не просто хулиганка, но «давно мечтала соблазнить Красса и получить власть над ним ... и получить законный доступ к мир римской знати ». Вместо связной истории мы получаем серию зрелищ - римские солдаты, гусиные шаги, прикованные к цепи рабы, ликующие мятежники, оргии (слишком ручные), кровопускание - перемежающихся бесконечными, повторяющимися и пустыми соло четырех главных героев. Когда Спартака, наконец, пронзают римскими копьями и размахивают в воздухе, в то время как его любимая Фригия качается и оплакивает, вы находитесь в экстазе радости. Это конец!

Спартак и Красс прыгают, прыгают и прыгают - обе группы парней, которых я видел, зажигали. Они тоже страдают. Они тоже рот. (Разговор о немом кино!) Я должен отдать должное Захаровой: как амбициозная Эгина она находится в своей стихии, властно вампиру (или властно вампиру), преследуя свою хитрую игру. Ей не нужно демонстрировать ни малейшего человечности, и пошлость ее танца как раз соответствует роли. Фригия - неблагодарная роль: нечего выбирать между милой и более жалкой Марией Виноградовой и милой и более героической Анной Никулиной.

Что больше всего огорчает, так это то, что компания такая необычная - и они даже не привели всех своих лучших танцоров. Их стиль великолепен - великолепная осанка, яркость. Солисты, полусолисты, ансамбль - столько первоклассных исполнителей! Но тогда эстетика, если вы можете польстить этим ярлыком. Недавно труппа поставила несколько новых грандиозных балетов, но они остались дома, без сомнения, надутые. Пожалуйста, Большой, прыгни в современный мир, отбросив Григоровича и всю его советскость. Подарите своим танцорам что-нибудь стоящее. Дайте нам то, на что стоит посмотреть.

комментариев

Добавить комментарий