Художественная постановка Дэвида Хокни "The Rake's Progress" завораживает даже на экране

  • 07-07-2018
  • комментариев

Сцена из спектакля "Прогресс повесы". Глайндборнский

Его единственная полнометражная опера Игоря Стравинского «Прогресс повесы» 1951 года одновременно и доступная, и тернистая. Его неоклассический музыкальный словарь - подмигивающий моцартианский, а его либретто знаменитых поэтов У.Х. Оден и Честер Каллман используют богато ироничные стихи, чтобы отсеять и вывести сюжетную дугу из серии восьми картин-гравюр Уильяма Хогарта, в которых подробно описывается подъем и гибель вымышленных английских расточителей. Том Рэйкуэлл в грузинском Лондоне. Но даже для нового слушателя этот шедевр доставляет наибольшее удовольствие, когда его эстетические и абсурдистские философские основы принимаются, исследуются и расшифровываются. А культовая постановка 1975 года с фестиваля Глайндборн, пересмотренная в 2010 году, доступна для потоковой передачи в течение воскресенья, показывая, что разобраться в The Rake's Progress проще и полезнее, чем может показаться.

Опера практически вошла в ДНК Глайндборна - актер и соучредитель фестиваля Карл Эберт был директором первой в истории Rake's Progress на Венецианской биеннале и наставником Джона Кокса, постановка которого представлена здесь в безупречном возрождении 2010 года. Однако его самым большим нововведением является сценический дизайн, полностью и скрупулезно исполненный английским художником Дэвидом Хокни, который полностью заимствует визуальный мир оперы из гравюр Хогарта.

Работая в ограниченной цветовой палитре, состоящей из черного, белого, красного, синего и зеленого, Хокни визуализирует каждый комплект, костюм и реквизит, используя жирные и заштрихованные линии гравюр. И когда сцена заполнена, оживают и гравюры, и предания, которые композитор и либреттисты наложили на них. Эффект усиливает изящную неугомонность партитуры (так энергично и точно озвученную здесь дирижером Владимиром Юровски) и отвечает на саркастическое философствование либретто. Смелые линии одновременно подтверждают и бросают вызов устаревшей эстетике оперы - они непосредственны, умны, в высшей степени современны и визуально поражают.

СМОТРИ ТАКЖЕ: Дуэльные дивы: Рене Флеминг и Анна Нетребко выступают для онлайн-аудитории

Певцы единообразно встают, чтобы справиться с задачей заселить пространство и время оперы, а финский тенор Топи Лехтипуу возглавляет группу в качестве титульного грабителя. Его Том, чутко сыгранный и спетый с чисто моцартовским пылом и звенящими высокими нотами на протяжении всей марафонской роли, читается как упорный, но заумный распутник из первой сцены. Достаточно вмешаться Ника Шэдоу, заместителя дьявола, изображающего из себя камердинера, чтобы соблазнить Тома в Лондон и прочь от ангельской Анны Трулов в погоне за наследством. Бас Мэтью Роуз в роли Ника, хотя иногда и немного педантичен в своей подлости, в равной степени дьявольский и демонический в своем убеждении с голосом и учтивым, и властным.

Сценический дизайн Дэвида Хокни заимствован из оригинальных офортов Хогарта. Глайндборнский

В то время как Том постепенно развращается расточительной безнравственностью Лондона, Энн терпеливо ждет в загородном доме своего отца, прежде чем найти в себе решимость выследить Тома и спасти его от опасности. Это самый известный момент в опере и великолепная демонстрация сопрано Миа Перссон, чей крутой, гибкий голос прядет шелковистые музыкальные нити со сцены. Энн уезжает, и по прибытии в Лондон она опустошена, узнав, что Том отрекся от нее и вместо этого взял в жены прославленную, но подвижную бородатую девушку-исполнителя интермедий, Турок Бабу. Уксусный тон Елены Манистиной несколько подрывает властность, которая может сделать Бабу такой захватывающей ролью, хотя ее звук остается резонансным, и она стильно владеет своей бородой.

В конечном итоге, доведенный Ником до его самого безответственного поведения, Том оказывается в нищете, а затем госпитализирован в знаменитом приюте Бедлама, а Энн смотрит на него, печальная и бессильная. Но как только занавес падает на его жалкую смерть, персонажи снова оживают, чтобы донести мораль пьесы до аудитории: «Для праздных рук, сердец и умов дьявол находит работу, которую нужно сделать». Это философия, вызывающая критику; это немного пуритански для одного и двух, это не находит отклика во времена утомительного карантина. Но такая критика, которую задают как создатели, так и аудитория, остается твердо в духе пьесы и делает The Rake's Progress провокационной и прогрессивной классикой, какой она и является. Как всегда таинственно бывает с оперой, приближающейся к семидесяти годам, старое никогда не казалось таким новым.

комментариев

Добавить комментарий