"Паромщик" страдает от бесчисленных ирландских клише (в том числе отрывок из "Riverdance")
Перевозчик. Джоан Маркус
«Конечно, ты гребаный иджит, теперь дай нам каплю Bushmills и… эм, Эйринн, иди Брах!» Я не думаю, что эта точная линия встречается в «Перевозчике», но, учитывая трехчасовую болтовню в семейном эпопее Джеза Баттерворта, закон вероятности говорит, что мы не можем этого исключить.
Потому что в «Перевозчике» есть разговоры - много, много разговоров. Сюда входят анекдоты, песнопения, видение будущего, вращение мифов и многословные анекдоты, которые удобно подчеркивают тему вечера о справедливости и мести. Это игра безрассудного переизбытка. Двадцать один актер на сцене (плюс ошеломленный ребенок), три акта и бесчисленные речи служат мрачной трагедии о междоусобных циклах насилия Ирландии, соответствующих аграрным циклам на ферме, где это происходит. По масштабу и амбициям работа демонстрирует плодородие и изобилие; Так почему же последний урожай кажется таким скудным?
Я так же шокирован, как и вы, с тех пор, как «Паромщик» прибывает на Бродвей, таща за собой яркие лести из лондонского Королевского двора и бега по Вест-Энду. Я с радостью хвалил ранние передачи Баттерворта: панк-пасторальный омнибус «Иерусалим» и его странную рыбачью идиллию «Река». На бумаге в новом произведении сочетаются любовь писателя к анархическим коммунам и мифо-гранжевому повествованию с бандитизмом Ирландской республиканской армии в эпоху Тэтчер. Все это оформлено в буколическом стиле, основанном на нескольких поколениях, аллегорическом микрокосме Ирландии: лучшие фрагменты Мартина МакДонаха и Конора Макферсона, просоченные через атмосферу рок-н-ролла Баттерворта. Я должен обожать эту пьесу.
Подпишитесь на информационный бюллетень Observer's Arts
Что ж, мне не было скучно. Твердое, щедрое руководство и энергичный актерский состав Сэма Мендеса заставляют каждую сцену потрескивать физическим делом и волнующим юмором. Вы потратите большую часть первого часа, разбираясь, кто есть кто в многолюдном доме Карни. Во главе его стоит Куинн (Пэдди Консидайн), бывший сотрудник ИРА, который выращивает ячмень и пшеницу на экспорт. Жена Куинна Мэри (Женевьева О'Рейли) проживает отдельно и страдает хроническим, возможно, психосоматическим заболеванием. И все же вирусы не помешали Мэри родить потомство: подростки Нуну (Бруклин Шак), Мерси (Уиллоу Маккарти) и Хонор (Матильда Лоулер); трудолюбивые парни Джей Джей (Найл Райт) и Майкл (Фра Фи); и беспокойная 14-летняя Шина (Карла Лэнгли). Старшее поколение представлено добродушным дядей Пэт (Марк Ламберт), раздражительной тетей Пэт (Дирбхла Моллой) и тетей Мэгги Далеко (Фионнула Фланаган), которые - как следует из ее названия - мысленно не все здесь. Дядя Пэт - веселый пьяница (первый драм в 6 утра!) И рассказчик мифических мелочей (отсюда и отсылка к названию Харона). Тетя Пэт - фанатичная, ожесточенная ирландская республиканка, последовавшая за голодовками заключенных в Лабиринте (действие пьесы происходит в 1981 году). Тетя Мэгги время от времени достигает ясности, чтобы петь, пророчествовать и развлекать девочек рассказами о сказочных войнах.
Примечательно, что в клане Карни отсутствует Симус, младший брат Куинн, который пропал без вести десять лет и считается мертвым. Вероятно, казненный его товарищами из ИРА, судьба Симуса не дает покоя Куинну, который винит себя в присоединении своего брата. Пьеса начинается с короткой сцены, в которой некий отец Хорриган (Чарльз Дейл), хитрый священник Карни, сталкивается с главой ИРА Малдуном (Стюарт Грэм) с новостью о том, что тело Симуса всплыло в болоте. Прошлое не останется похороненным, но Малдун хочет убедиться, что почерневший труп не превратился в плохой пиар для дела.
Сюжет «Перевозчика» - удивительно тонкий для такой многолюдной работы - приводится в движение этим телом. В течение последнего десятилетия Куинн, его жена и их семеро детей жили на одной крыше с вдовой Симуса, Кейтлин (Лаура Доннелли) и ее угрюмым, напуганным сыном Ойсином (Роб Мэлоун). Между Куинном и его невесткой существует романтическая напряженность, без единого мнения. Время сбора урожая, и для Карни и трех парней из семьи Коркоран запланирован банкет. Также присутствовал проживающий на ферме Том Кеттл (Джастин Эдвардс), тупоголовый великан англичанина, который выращивает яблоки и странного (живого) кролика из своего вместительного плаща. И Коркоран, и Кеттл активно участвуют в третьем, решающем акте, поскольку силы прошлого и настоящего сталкиваются в глупом поиске справедливости.
Все это увлекательно раскручивает, а язык Баттерворта богат бравадой, грубой лирикой и светской музыкальностью. Временами «Паромщик» напоминал мне лучшие работы Августа Уилсона, наполненные новаторским уровнем данных и местным колоритом, с тщательно продуманными предысториями, которые напрямую затрагивают настоящее. Так в чем проблема? Есть пара.
Во-первых, несмотря на прекрасную работу ансамбля, невозможно избавиться от ощущения, что это тщательно продуманная куча сценических ирландских клише. Льется виски, видны радуги, рассказываются небылицы, а во время званого ужина звучит чертовски танцевальный танец. Конечно, ирландские стереотипы были достаточно хороши для О'Кейси и Синджа, но Баттерворт (англичанин, который написал роль Кейтлин для своей жены Доннелли), кажется, слишком любит кельтские реди-мейды. Это тонкая грань между мифом и менестрелями, граница, по которой пьеса не всегда проходит так ловко. (Примечание: с этим и «Девушка из северной страны» у нас теперь есть два лондонских импорта, в которых представлены умственно отсталые мужчины и матриархи со сценической деменцией - вид, который удобно поднимается, когда этот персонаж требуется для продвижения сюжета.)
Вторая проблема - это инерция. Понятно, что Баттерворт спроектировал пьесу на трех уровнях - внутреннем, национальном и мифическом - но он не находит одинаково сильного отклика на всех трех, и, по сути, терпит неудачу на двух вторых. В Иерусалиме повествовательный драйв и мифологические оттенки сосредоточены вокруг невероятно веселого чванства и прядения пряжи Джонни «Петуха» Байрона, лесного лорда беззакония, незабываемо воплощенного Марком Райлансом. Но здесь, несмотря на теплый и харизматичный поворот Консидайна, Куинн недостаточно развит и недостаточно активен, чтобы закрепить нити пьесы в убедительной реальности - психологической или тупой. Тетя Пэт с ее ядовитым поклонением ИРА - более захватывающая фигура, чем практически кто-либо на сцене. Возрождающееся горе Кейтлин ненадолго захватывает, и затаившиеся головорезы ИРА создают нуарский шум, но проходят три часа, и это похоже на развязку. Из-за чего кровопролитие в последние минуты выглядит как надуманная, незаслуженная заявка на греческую трагедию. Все пьесы надуманы, но хорошие маскируют свои выдумки, не обнаруживая швов и стыков каждые пять минут.
На ферме Карни устраивают экстравагантное застолье, накрывают стол с жареным гусем, картофельным пюре, виски и стаутом, хорошая музыка, отличная компания и все приглашены. Для тех, кто находит «Паромщик» чистой театральной радостью без каких-либо оговорок, это вечеринка, на которой они с радостью будут присутствовать. Но некоторые из нас остаются в дверях, не имея возможности присоединиться.
комментариев