Кто такой Дон Жуан? Дебют Корнелиуса Мейстера «Встреча» решает спорный вопрос

  • 25-01-2019
  • комментариев

Корнелиус Мейстер. Рик Веннер для Observer

Авторский замысел, хотя и считается важным в некоторых формах искусства, трудно сохранить в традиционной опере. В то время как режиссер может дважды подумать, прежде чем рубить работы живого драматурга, чтобы не сжечь мост, новые постановки классических опер не имеют иного выбора, кроме как опираться на продюсеров, дирижеров и актеров в переосмыслении старых сказок. Замысел композитора только увядает 200-летними постановками, в которых реформа не только неизбежна, но часто и необходима, хотя бы для того, чтобы придать произведению новую актуальность.

И все же в случае с Доном Джованни оригинальные творческие замыслы Моцарта и либреттиста Лоренцо да Понте, возможно, впервые оказались правильными.

Подпишитесь на бюллетень Observer's Arts Newsletter

Темная комедия о серийном соблазнителе породила тысячи архетипов плейбоя, но ее главный герой и вопрос о его героизме или подлости все еще горячо обсуждаются с каждой новой версией. В предстоящей постановке «Дон Жуана» в Метрополитен-опера, премьера которой состоится 30 января, команда художников мечты и известных знатоков канона Моцарта исследует именно этот вопрос.

«В« Ножке Фигаро »Моцарта есть только одна версия Фигаро, но есть более одного Дон Жуана, - говорит Корнелиус Майстер, и он должен знать. Немецкий дирижер, дебютирующий в Метрополитене в среду, последние девять лет проработал художественным руководителем симфонического оркестра Венского радио ORF. Помимо руководства оркестром как в Австрии, родной Моцарта, так и в международных турах, Майстер дирижировал произведениями Моцарта в Венской государственной опере, Ковент-Гардене в Лондоне и на фестивале Mostly Mozart в Нью-Йорке. Он даже учился в Mozarteum Salzburg… вы поняли. Если ответственность за понимание намерений Моцарта в 2019 году выпадет на кого-то, найдется немного более способных, чем Корнелиус Майстер.

«Для меня это так интересно, что во всем мире мы всегда найдем новые мелкие детали в творчестве Моцарта, поэтому я думаю, что ситуация [нахождения нового Дона Жуана] никогда не закончится. И это главная причина, по которой мы все так любим музыку Моцарта. Потому что всегда можно найти что-то новое ».

Корнелиус Майстер сфотографирован в Метрополитен-опера. Рик Веннер для Observer

И с каждой новой постановкой появляется новый Дон Жуан, часто с неоднозначными отзывами. В зависимости от постановки, Акт 1, Сцена 1 начинается с того, что главный герой пытается ухаживать, соблазнять, нападать или изнасиловать Донну Анну, а затем убить ее отца Коммендатора, когда он пытается помешать Дону Джованни сбежать. Самая первая сцена была переработана и пересмотрена до бесконечности, при этом некоторые ученые утверждали, что Дон Джованни был просвещенным героем, в то время как другие утверждали, что намерение Моцарта состояло в том, чтобы осудить Дона Джованни за изнасилование. Последующие сцены часто можно представить как комедию ошибок, в которой Дон Жуан, теперь уже проигравший, пытается избежать безумных, навязчивых поисков презираемых женщин. Но так же часто можно увидеть женщин, изображаемых жертвами, коллективная воля которых приводит к справедливой и моральной расправе с неблагородным антигероем.

«Я чувствую, что существует гигантский патриархальный толчок к ненависти к женщинам», - объясняет американское сопрано Рэйчел Уиллис-Соренсен, играющая Донну Анну, которую она ранее исполняла в Венской государственной опере и Королевском оперном театре Ковент-Гарден. «Я думаю, что традиционно мужчины приходят в оперу и смотрят на нее так, как будто все эти женщины мешают ему? И мы пытаемся сделать из Дон Жуана своего рода героем, но я думаю, что это совершенно ясно моральная пьеса, которая осуждает его ».

Этот аргумент дополнительно подкрепляется либретто Да Понте, в котором подчеркивается первоначальная борьба Донны Анны и последующие мольбы о мести. Высокомерие Дона Джованни, хотя иногда и может служить комическим облегчением, достигает кульминации в том, что бабник и убийца затягиваются в огненный ад. «Забавно, что мы даже обсуждали это, потому что кажется очевидным, что это было намерением Да Понте и самого Моцарта».

И все же многие зрители не хотят видеть в Дон Жуане плохого парня. Уиллис-Соренсен, которая будет отмечать свой восьмой визит к пьесе, видит «горы истины» в опыте Донны Анны, но часто это современное сопротивление, чтобы слушать. «Никто не может осмыслить идею, что Дон Жуан будет кем-то отвергнут, и это просто кажется, что существует массовая ненависть к женщинам. Это прискорбно, потому что вы можете просто увидеть эти архетипы персонажей в любой период времени в истории человечества, и вы можете относиться к ним даже сейчас, даже тогда. Вы знаете, что это неподвластно времени и действительно стоит рассказать ».

Лука Писарони, Корнелиус Майстер и Рэйчел Уиллис-Соренсен. Рик Веннер для Observer

В то время как некоторые постановки доходят до культового финала оперы, в котором Дон Жуан затягивается в ад, Уиллис-Соренсен рад, что постановка Майкла Грандейджа сохраняет важную сцену. «Если вы вырежете финал, то вы избежите морального отпущения грехов, и это могло бы сделать больше романтической оперы. Я бы сказал, что эта постановка чрезвычайно традиционна, и мы просто пытаемся рассказать историю самым простым способом, чтобы она встала на ноги ».

Традиционно или нет, но сыграть Дон Жуана - нелегкая задача, персонажа, который не только, кажется, вызывает у всех сильное мнение, но и должен адаптироваться к разнообразному музыкальному репертуару.

«Его характер определенно такой разнообразный», - объясняет Мейстер о вокальных ожиданиях главного героя. «Давайте возьмем« Fin ch'han dal vino »против« Deh, vieni alla finestra »с мандолиной. Я бы сказал, два совершенно разных голоса ».

Но, возможно, мнение Моцарта и Да Понте о главном герое проявляется в его меняющейся музыкальной идентичности. Принимая во внимание, что Донна Анна, Дон Оттавио (жених Донны Анны, которого играет Станислас де Барбейрак) и Донна Эльвира (Федерика Ломбарди) имеют свои собственные музыкальные стили в своих ариях, Дон Джованни, с музыкальной точки зрения, является оборотнем, который берет этот стиль на себя. человека, которого он пытается обмануть.

«Что мне нравится в игре этого персонажа, так это то, что он каждый раз разный, - объяснил итальянский бас-баритон Лука Писарони. - Он хамелеон».

Хорошо известна страсть Пизарони к Моцарту и немецкому лидеру, когда он дебютировал как Дон Жуан. Он дебютировал в своей труппе в 2005 году в опере Моцарта «Клеменца ди Тито», за которой последовали роли Фигаро в «Свадьбе Фигаро», Лепорелло в «Дон Джованни» и целый каталог других ролей, которые сделали его постоянным участником Метрополитена. После репрессий в роли Лепорелло, оживленного друга и соучастника Дона Джованни, Писарони готов взять на себя Дон и все связанные с ним музыкальные нюансы и проблемы.

«Я думаю, что его взаимодействие с другими людьми - это захватывающая часть. Он может нажимать на кнопки других людей, и все ради этой идеи, что если кто-то может влюбиться в него, он будет счастлив ».

Писарони - первый итальянец по рождению, сыгравший знаменитую роль в Метрополитене почти за 28 лет, что, по мнению Мейстера, сыграло важную роль в том, чтобы придать персонажу серьезность. «Хорошо, когда есть носитель языка», - сказал Майстер. «Вы можете выучить слова, вы можете это увидеть, но [Писарони] действительно чувствует этот язык».

Тем не менее, Писарони понимает задачу пения такого сложного персонажа, как Дон Джованни. «Мой коллега однажды сказал:« Если вы играете роль, которую вы можете проиграть, вы никогда не поймете ее правильно », - он прав. Потому что у всех нас есть представление о том, каким должен быть персонаж, и это роль, когда вы выходите на сцену, и все должны отреагировать, прежде чем вы что-то сделаете. Это трудно."

Корнелиус Майстер сфотографирован в Метрополитен-опера. Рик Веннер для Observer

К счастью для Писарони, у него есть подстраховка. Понимая музыкальную эклектику главного персонажа, Майстер работал с тем, что он называет удивительным оркестром и хором, которые могут адаптироваться к репертуару, которые принимают «четыре разных голоса», чтобы еще больше драматизировать манипулятивный характер Дон Жуана.

«Это похоже на другой персонаж», - говорит Майстер об оркестре, музыкальное разнообразие которого передает многогранность и обширный диапазон Дон Жуана. «Си-бемоль мажор и ре мажор действительно разные, - говорит Мейстер о сопоставленных ариях Дон Жуана, - и это требует многого от певца».

Так кто такой Дон Жуан? Возможно, нет однозначного ответа, но тонкости партитуры Моцарта дали важные ключи к разгадке намерений композитора, которые, возможно, не были открыты неподготовленному уху. Теперь, когда Мейстер стоит у руля актерского состава, глубоко влюбленного в шедевр Моцарта, нет никаких сомнений в том, что новые откровения не за горами.

комментариев

Добавить комментарий