Джанет Мактир становится дерзкой в живом, но утомляющем фильме Бернхардт / Гамлет
Джанет Мактир и Бриттани Брэдфорд в Бернхардте / Гамлете. Джоан Маркус
В 1899 году Сара Бернар - образец сценического гламура, самая почитаемая французская актриса конца 19 - начала 20 веков - была на пике своей славы, но все же мечтала покорить еще больше миров. Итак, в смелой части нетрадиционного актерского мастерства конца века она надела бриджи, чтобы сыграть Гамлета. Но ей хотелось порезов. Беспокойные реплики и смущенная мотивами, звезда раздражалась многословием и уклончивостью меланхоличного датчанина: «Он прячется в словах, словах и других словах», - мрачно замечает она в пьесе драматурга Терезы Ребек. «Мне сказали, что в этом весь смысл. Кто хочет это увидеть? » Мне действительно жаль, что Ребек не приняла близко к сердцу высказывания своего главного героя в этом энергичном, но разрозненном посвящении периода Бернхардта / Гамлета. Наполненный идеями и дерзким подшучиванием, он живой, но утомительный, маниакальный и чрезмерно набитый - возможно, как Божественная Сара была в жизни.
Я не могу не задаться вопросом: а настоящий ли Бернхардт был хорош? Была ли она актерским гением на все времена или мелодраматической ветчиной со слишком большим количеством макияжа и подарком для дешевых, приятных публике жестов? Проницательные критики, такие как Джордж Бернард Шоу и Макс Бирбом, восхищались ее эффектами, но также высмеивали ее тщеславный и яркий образ, предпочитая более натуралистический подход. Я не ставлю под сомнение талант Бернхардт для того, чтобы увековечить традицию (мужчин) критиков, снисходительно высмеивающих ее, но чтобы подчеркнуть фундаментальную истину театра: мода меняется. Если бы Ричард Бербедж материализовался сегодня в «Делакорте» и декламировал несколько строк из «Отелло», его могли бы высмеять за пределами парка, как деревянного, напыщенного любителя.
Проблема развивающихся стандартов театра лежит в основе пьесы Ребека: Бернхардт (Джанет Мактир) оказывается на пороге романтического и профессионального кризиса 20 века, пытаясь заново изобрести себя как художника и женщину. Ее последняя постановка провалилась, и ей надоело играть пассивные роли, как элегантная, но больная героиня ее часто возрожденного боевого коня, La Dame aux Camélias. Ее возлюбленный, знаменитый драматург Эдмонд Ростан (Джейсон Батлер Харнер) разрывается между ней и своей многострадальной женой Розамондой (Ито Агайере). У взрослого сына Бернхардта, Мориса (Ник Вестрейт), есть глубоко двойственные паразитические отношения с его матерью. Как в этом вихре шоу-бизнеса и эмоциональных потрясений Бернхардт может разгадать тайну Гамлета? Или Гамлет вырвет это из нее?
Подпишитесь на информационный бюллетень Observer's Arts
Дилан Бейкер, Джейсон Батлер Харнер, Джанет МакТир и Мэтью Салдивар в Бернхардте / Гамлете. Джоан Маркус
В повестке дня Ребек слишком много всего: гендерный дисбаланс в мужских и женских ролях; Болезненный семейный анамнез Бернхардт (она никогда не знала своего отца); присущее театру гендерное размытие; ее бурный роман с Ростаном; постоянная критика Гамлета; а также радости и страдания актера-менеджера XIX века. Можно представить себе более компактную версию этого материала за 90 минут реального времени на репетиции. Вместо этого Ребек выбирает грандиозное, многослойное мероприятие с большим количеством экспозиции, резкой театральностью и витиеватыми речами. Но повествования недостаточно, чтобы выдержать два с половиной часа того, что, по сути, является подготовкой к следующему концерту Бернхардта. Сцена за сценой проносятся мимо, давая много слов - некоторые из них остроумные и ловкие, - но сама драма почти не продвигается вперед.
Театральных историков не может не задеть один технический вопрос. Ребек не обращает внимания на то, что Шекспир Бернхардта был на французском языке. Актеры в постановке «Roundabout Theater Company» говорят с английским акцентом; репетируя «Гамлета», они цитируют оригинальный стих. Поскольку это американская пьеса на английском языке, это имеет смысл, но некоторые признаки того, что ансамбль обсуждает (или отвергает) Шекспира в переводе, будут приветствоваться. Исторический Бернхард заказал 12-сценную прозаическую адаптацию «Гамлета» Эжена Морана и Марселя Швоба, но мы никогда не слышим этого - на французском или английском. (Одна из составляющих сюжета, изящного изобретения Ребека, состоит в том, что Бернхардт сначала попросил Ростана адаптировать Гамлета.) Когда легендарный актер Констан Коклен (Дилан Бейкер) советует ей выдерживать стрессы ямбического пентаметра Барда, это бессмысленно: английский - это язык с синхронизацией по ударению, но французский с учетом времени по слогам - каждый слог получает (более или менее) одинаковое ударение.
С другой стороны, это веселая, красивая постановка и веселая компания актеров. Режиссер Мортиц фон Штойпнагель руководит роскошным дизайном, который включает в себя живописные вращающиеся декорации Беовульфа Боритта, восхитительные костюмы Тони-Лесли Джеймса и прозрачные, льстивые огни Брэдли Кинга. Мактир расхаживает и ласкает до безумного совершенства в пушистой рубашке поэта, кожаных штанах и сапогах для секса. Не то чтобы Мактир нужно было что-то для увеличения ее огромной личной харизмы. Этот низкий, дымный голос, сияющие глаза и ликующая жизненная сила: Мактир переносит большую часть игры на своем долговязом теле с заразительной радостью.
У них с Харнером прекрасная, громкая химия, а Мэтью Сальдивар доставляет удовольствие, как Альфонс Муха, чешский художник, создавший культовые плакаты Бернхардта в стиле модерн. На его плакате «Гамлет» есть деталь, развернутая в финальной сцене, которая, к моему удивлению, ускользнула от феминистского взгляда Ребека: кинжал на поясе Гамлета. В неортодоксальном, неудобном прикосновении кинжал перевернут, острием направленным вверх и помещен перед промежностью принца. Является ли оружие заменителем пениса, визуальная шутка Мухи о том, что его покровительница не мужественна? Ребек это заметил, написал об этом? Это одна часть, которую я бы не хотел вырезать.
комментариев