«Тристан и Изольда» взлетает, а «Дон Жуан» и «Богема» не впечатляют

  • 13-10-2019
  • комментариев

Тристан и Изольда. Кен Ховард

Среди многосложных иностранных выражений, которые любит использовать интеллектуальный фанат оперы, особый фаворит - Gesamtkunstwerk. Введенный Рихардом Вагнером, этот термин, как вы могли подумать, не является реакцией на особенно жестокий приступ чихания, а является ключевым понятием в эссе «Искусство и революция», в котором композитор разъясняет отношения между оперой и обществом.

Буквальное значение Gesamtkunstwerk - «полное произведение искусства» или, как мы бы выразились сегодня, театральное произведение, которое объединено, с текстом, музыкой, дизайном, хореографией и даже тщательно скоординированным актерским составом. Форма следует за функцией, а «функция» понимается как сообщение драматического тезиса.

Чтобы увидеть, как этот процесс работает, давайте рассмотрим нынешний бродвейский хит Hamilton как Gesamtkunstwerk. Тезис или послание этого мюзикла можно сформулировать как что-то вроде «разнообразие - фундаментальная американская ценность». Таким образом, каждый аспект шоу воспевает это разнообразие, от музыки - смесь хип-хопа, R&B, поп-музыки и пауэр-баллад - до «слепых» по признаку пола и расы. Таким образом, само шоу - это микрокосм плавильного котла Америки.

В суматохе Метрополитен-оперы может быть трудно достичь настоящего Gesamtkunstwerk. (Идея постановки Робертом Лепажем цикла «Кольцо», похоже, заключается в том, что косплей не соответствует закону Мерфи.) Однако новая постановка композитора «Тристан и Изольда», которая открыла сезон Метрополитена на прошлой неделе, была столь же единой и мощной, как мог бы Вагнер надеялись.

Режиссер Мариуш Трелински, кажется, принял альтернативное и скептическое прочтение знаменитого утверждения композитора об этой опере: «Поскольку я никогда в жизни не испытывал настоящего счастья любви, я хочу воздвигнуть еще один памятник этой прекраснейшей из всех снов. … »Обычно постановки этой работы сосредоточены на аспекте« счастья любви », но дома Трелински сосредоточены на« мечтах », нереальных фантазиях, которые делают настоящую любовь невозможной.

Сценические картины намеренно мрачные, действие происходит в различных маленьких каютах уродливого военного корабля, на складе боеприпасов и, наконец, в отделенном черной плиткой отделении интенсивной терапии. Резкий белый свет выделяет певцов, мужчин в строгой военной форме и женщин в одноцветных отделениях. В роли плененной принцессы Изольды, сопрано Нина Стемме носит длинного белокурого пажа, который выглядит так, будто она сама подстригала его тупыми швейными ножницами.

Дон Жуан. Марти Золь

В сценах между одержимой любовью парой титулов Трелински изгоняет все, кроме самых мимолетных жестов нежности. Во время сладострастного дуэта «Liebesnacht» влюбленные блуждают, казалось бы, бессмысленно, по огромному складу. Эротическая пульсация музыки сообщает нам, что они спотыкаются о чувстве любви, и все же это два разных переживания: Тристан и Изольда стоят друг от друга и почти не обмениваются взглядами.

Финал оперы, который обычно понимается как посмертное воссоединение душ влюбленных, здесь играет более тревожно. Тристан (Стюарт Скелтон) лежит мертвый, развалившись на скамейке в углу своей больничной палаты, а Изольда начинает свое путешествие в загробную жизнь, порезав себе запястья скальпелем. Является ли ее преображение просто галлюцинацией истекающей кровью женщины? И разве финальная картина сидящих вместе влюбленных предполагает вечность блаженства? Или просто пара трупов?

Эту двусмысленность дополняли великолепие и ясность оркестра Met под безупречным руководством сэра Саймона Рэттла. Результатом стал спектакль, который не закончился, когда занавес опустился - неделю спустя он все еще разыгрывается в моей голове.

Богема. Кори Уивер / Метрополитен-опера

Двум другим постановкам первой недели Метрополитена не удалось подняться до «единого» уровня; иногда то, что выходило на сцену, не было ни «искусством», ни «работой». Постановка Майкла Грэдэджа «Дон Жуана», DOA, премьера которого состоялась пять сезонов назад, послужила поводом для возвращения в Метрополитен Саймона Кинлизайда после двух лет различных недугов. В главной роли он так же ярко проявил силу своего сексуального магнетизма, как и свой твердый баритон. Он возвышался над вялым актерским составом второго плана, как Дэниел Дэй-Льюис, играющий главную роль в шоу марионеток.

Если драматическая привлекательность возрождения «Богемы» в среду состояла всего лишь из пустынного снежного пейзажа, который Франко Дзеффирелли придумал для третьего акта, то здесь звучало прекрасное и выразительное пение, в основном сопрано Айлин Перес. Ее парящий голос волнующе масштабируется от чопорной до страстного, сохраняя свою мерцающий даже в заключительных словах умирающих Мими.

BESbswy------------------------------------------------------------------------------      

Но этот спектакль, я думаю, запомнится как ночь прорыва бас-баритона Райана Спидо Грина как звезды. Его полный и характерный голос заставлял даже самые крошечные строчки казаться важными, а его последний акт «Coat Aria» казался кульминацией всей оперы. Я предсказываю, что этот художник, уже весьма впечатляющий, скоро станет настолько важным, что создаст свой собственный Gesamtkunstwerk.

комментариев

Добавить комментарий